| |||
Задания |
1 задание.
Много способов записи чисел было создано людьми. Современная система записи чисел была заимствована европейцами у арабов, которые переняли её у индусов. Поэтому цифры, которыми мы сейчас пользуемся, европейцы называют «арабскими», а арабы «индийскими». Такая система была введена в Европе примерно 890 лет назад английским учёным – путешественником Аделардом. Но еще раньше, примерно 2500 лет назад, в Древнем Риме возникла так называемая римская нумерология. Вам она, конечно же, хорошо знакома. Помните? I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000. Лучшему ее запоминанию помогут простые мнемонические правила. Первая буква каждого слова соответствует римской цифре: «Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх» «Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидуумам» Ну, а теперь вопрос: вспомните, в каком случае применяются римские цифры? Где их можно встретить? Зашифруйте номер своей школы и дату основания города, в котором вы живёте, с помощью римских цифр. 2 задание «Посчитай-ка». Выявите закономерность и … вместо знака вопроса запишите число: 23 + 32 = 14 + 41 28 + 82 = 19 + ? 13 * 93 = 31 * 39 14 * 82 = 41 * ? 23 * 64 = ? * 46 Постарайтесь продолжить цепочку равенств без расчетов (всего в столбце должно получиться 9 равенств) 123456789 * 9 = 1 111 111 101 123456789 * 18 = 2 222 222 202 123456789 * 27 = 3 333 333 303 123456789 * 36 = … 123456789 * 45 = … … 123456789*81=… 3 задание Время сохранило для нас интересную историю: «На камзоле студента протерлись локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: -Учёность выглядывает оттуда… -Нисколько, сударь, - нашёлся студент. – Глупость заглядывает туда». Прошли годы, и СТУДЕНТ выучился, а учебники «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого стал называть «вратами своей учености». С верой в будущие поколения ОН писал такие строки: «О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать." Вопрос: О каком ученом поведано в этой истории? Сколько лет назад он родился? В каких учебных заведениях он учился? Какие высшие учебные заведения в Москве названы его именем? |
Ответы на задания |
Ответы на вопросы второго тура:
1 задание. В русском языке римские цифры используются в основном для обозначения порядковых числительных: 1) Номер века или тысячелетия(XХI век, I тысячелетие до н. э.). 2) Порядковый номер монарха (Петр I, Екатерина II, Людовик XIV,Карл V). 3) Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов), глав кодексов, в старинных заповедях. 4) В медицине обозначают группы крови (I,II,IV, универсальный донор – человек с группой крови I). 5) В музыке ступени нот. 6) Другие важные события или пункты списка, например: Игры XXII Олимпиады , II мировая война, V постулат Евклида и т. п. 7) Валентность химических элементов. 8) Римские цифры широко использовались в СССР при указании даты для обозначения месяца года: 21/III-82 или 15.XI.85. С переходом на компьютерную обработку информации форматы даты, основанные на римских цифрах, практически вышли из употребления. 9) В спорте могут быть обозначены места на пьедестале для победителей соревнований. 10) При решении задач для обозначения числовых величин. 11) Обозначения кварталов года (II квартал). 12) Для обозначения размеров одежды и ещё: 13) В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия. 14) В западных странах римскими цифрами иногда записывают номер года. 15) В архитектуре: на монументах, памятниках, фронтонах портиков старинных зданий; на триумфальных арках для обозначения исторических дат ( например,на памятнике И.В.Гете - родился в MDCCIL,на статуе Свободы в Америке), надгробия. 16) В настольных играх. 17) Маркировка циферблатов часов. 18)Мобильный телефон от компании Gresso с множеством различных функций. Со второй частью задания практически все команды справились успешно, оказывается, что вы не только можете зашифровать номер своей школы, дату основания родного города, но и дату «рождения вашей школы». А команда «Рыцари» придумала такой способ шифровки для своей школы: «Наша школа называется «Перспектива» каждой букве соответствует определенный порядковый номер в русском алфавите П-17, Е-6, Р-18, С-19, К-12, Т-20,И-10, В-3,А-1. Сложим все числа 17+6+18+19+17+6+12+20+10+3+1=129, число 129 с помощью римских цифр записывается так СХХIХ». Интересные дополнения из ваших ответов: Команда « Плюс»: «Давным-давно, в древние века на территории Аппенинского полуострова существовала этрусская цивилизация. Этруски еще до римлян создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты этих городов. Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит, которым мы пользуемся на уроках математики - этрусского происхождения. Известно, что римские цифры - это заимствованные римлянами этрусские цифры. Они хранят в себе тайны по крайней мере 20 тысячелетий. Знак "V" для числа 5 представляет собой верхнюю половину от знака числа 10 - "X". То есть, ровно половину от его числового значения. Изначально 10 обозначалась не в виде "X", а в виде вертикальной перечёркнутой наискось палочки. Трудно сказать, что от чего произошло - есть предположение о том, что римская цифра 5 в виде "V" произошла от раскрытой ладони с отведённым большим пальцем. Число 50 раньше обозначалось в виде стрелы с направленным вниз наконечником. Позднее стороны "наконечника" разошлись в стороны, причём часто до такой степени, что становились в одну линию. И лишь гораздо позднее появился уполовиненный знак "L". Дважды перечёркнутая вертикальная палочка обозначала число 100. Посмотрите на знак "D", который обозначает число 500. Это вовсе не латинская буква, а правая половинка от раннего обозначения числа 1000. В римском исчислении используется всего семь знаков: I, V, X, L, C, D, M. Из них составляются 14 базовых чисел, из которых 10 порядковых: I — 1, II — 2, III — 3, IV — 4, V — 5, VI — 6, VII — 7, VIII — 8, IX — 9, X — 10; и 4 «круглых»: L — 50, C — 100, D — 500, M — 1000. Теперь о том, как считать. Меньшая цифра может быть записана и слева от большей, тогда её следует вычесть из большей. В этом случае повторения меньшей цифры не допускаются. (Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры)». Команда «Дважды два»: «Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц. Довольно часто, чтобы выделить числа в тексте, над ними рисовали черту: LXIV. Иногда черту рисовали и сверху, и снизу: XXXII — в частности, так принято выделять римские цифры в русском рукописном тексте (в типографском наборе это не используют из-за технической сложности). У других авторов черта сверху могла обозначать увеличение значения цифры в 1000 раз: VM = 6000. Существует «сокращённый способ» для записи больших чисел, таких как 1999. Он не рекомендуется, но иногда используется для упрощения. Отличие состоит в том, что для уменьшения цифры слева от неё может писаться любая цифра: 999. Тысяча (M), вычтем 1 (I), получим 999 (IM) вместо CMXCIX. Следствие: 1999 — MIM вместо MCMXCIX Повсеместно записывать число «четыре» как «IV» стали только в XIX веке, до этого наиболее часто употреблялась запись «IIII». Однако запись «IV» можно встретить уже в документах манускрипта «Forme of Cury», датируемых 1390 годом. На циферблатах часов в большинстве случаев традиционно используется «IIII» вместо «IV», главным образом, по эстетическим соображениям: такое написание обеспечивает визуальную симметрию с цифрами «VIII» на противоположной стороне, а перевёрнутую «IV» прочесть труднее, чем «IIII». 2 задание. Много разных способов решений прислали команды. Остановлюсь на двух. Решение команды «Радуга», школы №522: 1).Рассмотрим равенства. Обратим внимание, что выражения в правой и левой частях составлены из одних и тех же цифр, но во втором слагаемом цифры поменялись местами. Следовательно, искомое слагаемое 91 . Проверяем верное ли получилось равенство: 28+82=110, 19+91=110, 110=110 - равенство верное. 2).Рассмотрим равенства. Обратим внимание, что выражения в правой и левой частях составлены из одних и тех же цифр, но в левой части равенства цифры первого и второго множителей поменялись местами. Следовательно, искомые множители соответственно равны 28 и 32 . Проверяем верное ли получилось равенство. Способ команды «Дельфинчики»: 1.Посмотреть на цифру в разряде единиц, на которую оканчивается сумма (5;0) 2. Сгруппировать цифры так, чтобы в сумме получили 5 или 10. • 14 ; 41 19;91 37;73 • 23 ; 32 28;82 46;64 3. Произведение разрядных единиц должно быть равно, например: 23 * 64 = 32 * 46 2*6=12 3*4=12 3*4=12 2*6=12 12*63=21*36; 21*24=12*42; 12*84=48*21 ». Во второй части задания несколько команд заметили и смогли объяснить, что: • 123 456 789 * 9 = 1 111 111 101; • 123 456 789 * 9 * 2 = 1 111 111 101 * 2 =2 222 222 202; • 123 456 789 * 9 * 3 = 1 111 111 101 * 3 =3 333 333 303; • 123 456 789 * 9 * 4 = 1 111 111 101 * 4 =4 444 444 404; • 123 456 789 * 9 * 5 = 1 111 111 101 * 5 =5 555 555 505; • 123 456 789 * 9 * 6 = 1 111 111 101 * 6 =6 666 666 606; • 123 456 789 * 9 * 7 = 1 111 111 101 * 7 =7 777 777 707; • 123 456 789 * 9 * 8 = 1 111 111 101 * 8 =8 888 888 808; • 123 456 789 * 9 * 9 = 1 111 111 101 * 9 =9 999 999 909. А вот такой «изюминкой» поделилась команда «Дважды два»: Притча. Предание гласит, что когда Пифагор впервые увидел египетские пирамиды в Гизе, он, как всегда, совершал арифметические вычисления. И пирамиды явились ему «в числовом формате». 3 задание. В вопросе речь идет о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Родился он 300 лет назад 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича. Ломоносов стал великим русским ученым – энциклопедистом, профессором химии, первым русским академиком, поэтом. В декабре 1730 года, изучив дома «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, с рыбным обозом Ломоносов М.В. отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию, так называемые «Спасские школы». 1731-1735 учёба в Славяно-греко-латинской академии. Как лучший ученик за 1733 год по рекомендации ректора был направлен на год (1734) в Киев пополнять свои знания в Киево - Могилянской духовной академии, где глубоко изучил древне - русскую историю. В 1735 году Ломоносов был послан в академический университет в Петербурге. В 1736 г.- в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739), под руководством известного физика и философа Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739-1741). В 1741 году был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. В 1742 году Ломоносов получил званиие адьюнкта физического класса, что давало ему право на самостоятельную научную работу и возможность участия в научных заседаниях членов Академии — Академическом собрании В 1745г. стал академиком и профессором химии Петербургской А.Н. Именем М.В. Ломоносова в Москве названы только два высших учебных заведения: - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. -Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова. Команда «Радуга » из Санкт- Петербурга придумала синквейн, посвящённый М.В.Ломоносову: Ломоносов. Знаменитый, русский. Исследовал, изобретал, создавал. М.В. Ломоносов был великий человек. Гений. |
Игра 2011/2012 года |
1 тур "Знакомство" |
Результаты 2 тура |