| |||
Задания 2 тура |
1. При раскопках вблизи города Нижнего Новгорода было найдено несколько записей некоего мальчика по имени Онфим, жившего приблизительно в начале 13 века. Ученые – историки установили, что найденные документы - это его школьные упражнения. Онфим выписывал азбуку, учился писать по складам, списывал образцы с деловых писем и тут же на свободных местах своих «листков» процарапывал рисунки вооружённых всадников, воинов, зверей. Около рисунка страшного зверя он написал « Я зверь», а около всадника, поражающего копьём своего врага - «Онфим».
На чём мог писать мальчик Онфим? Какие ещё материлы для письма, которыми пользовались в древности и в средние века вам известны? 2. Это изобретение появилось в Китае в древнейшие времена. Оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. «Ложку» клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся ложку, он закричал бы: «Волшебство!». О каком изобретении идёт речь? 3. В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же Финикия этой стране дали греки. Подумайте, почему именно так называли греки финикийцев. Какое открытие способствовало этому? 4. Придумайте 2 исторических блиц-вопроса для других команд-участниц игры. |
Ответы на задания 2 тура |
Онфим (народная версия греческого имени Анфимий) — новгородский мальчик XIII века, автор берестяных грамот и рисунков. Всего почерком Онфима написано 12 грамот, а кроме того, ему принадлежат несколько берестяных рисунков. Основная масса его грамот найдена 13-14 июля 1956 г. Судя по рисункам, Онфиму было 6-7 лет. сообщает нам команда «Бросай перчатку».
Основная масса грамот Онфима — учебные записи. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. Ученые предполагают, что его упражнения — закрепляющие при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало специальных навыков. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса, которое нередко давали детям для упражнений (найдены подобные грамоты других безымянных учеников). Три раза он выписывает полную азбуку, затем после неё идут склады: ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке.. би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте («буки-аз — ба»), известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая до XIX века. Новгородский мальчик Онфим во время учебы делал записи на БЕРЕСТЕ. Береста – кора березы.(Утверждает команда «Школяры-2007») Всем известно, как много бумаги требует обучение грамоте, как много каждый школьник пишет упражнений, выбрасывает испорченных листов. Почему же тогда среди берестяных грамот ученические упражнения встречаются сравнительно редко? Ответ на этот вопрос был получен при раскопках на Дмитриевской улице. Там в разное время и разных слоях земли нашли несколько дощечек, отчасти напоминающих крышку пенала. Одна из поверхностей таких дощечек, как правило, украшена различным орнаментом, а другая углублена и имеет бортик по краям, а по всему донышку образовавшейся таким образом выемки - насечку из штриховых линий. Каждая дощечка имеет на краях по три отверстия. Ей соответствовала такая же парная дощечка, при помощи дырочек они связывались друг с другом орнаментированными поверхностями наружу. На одной из найденных таких дощечек в первой половине XIV века вместо орнамента тщательно вырезается азбука от “а” до ”я”, и эта находка дала нужное толкование этим загадочным предметам. Они употреблялись для обучения грамоте. Выемка на них заливалась воском, и маленькие новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске, подобно тому, как сейчас при обучении используется чёрная доска. Стало понятным и назначение лопаточки. Этой лопаточкой заглаживалось написанное на воске. Азбука, помещенная на поверхности одной из дощечек, служила пособием. На нее ученик смотрел, списывая буквы. И снова аналогия с современными пособиями - с таблицей умножения, которую печатают на обложках школьных тетрадей. Материалы для письма, которые использовали в древности и в Средние века, можно разделить на два вида – долговечные и недолговечные. К первому виду относятся те, которые: - использовались для записи ценных текстов (священных книг, летописей, научных или богословских трудов) - могли храниться долгие годы - дорого стоили К таким материалам относятся золотые, серебряные, бронзовые таблички, пластинки из слоновой кости, шелковая ткань и, конечно же, пергамент, который делали из кож различных животных. Ко второй группе материалов для письма относятся такие, которые: - использовались для записей, которые никто не собирался хранить вечно. (Например, для записей, которые делали ученики, для писем, которые писали друг другу не очень богатые люди, для разных хозяйственных записей.) - были дешевыми - имелись в большом количестве -не были прочными (обычно) К таким материалам относятся глиняные таблички и глиняные черепки, пальмовые листья, папирус, дощечки, восковые доски, древесная кора. Самым знаменитым дешевым материалом для письма был изготавливаемый из тростника папирус, который использовали не только в Древнем Египте, но и покупали во всем Средиземноморье. Новгородский мальчик Онфим был обычным учеником, значит, писал на дешевом материале, а не. Самым дешевым и доступным материалом для новгородцев была, конечно же, береста – верхний слой березовой коры.(пишут нам ребята из команды «Шестой легион») 2 вопрос: Китайские торговцы должны были преодолевать пустыни, переправляться через бурные реки и пробираться через горные ущелья. Чтобы не заблудиться в далеких путешествиях, китайцы пользовались компасом. Он был похож на железную ложку, лежавшую на гладкой подставке. На эту подставку наносили деления, обозначавшие стороны света. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся ложку, он бы закричал: «Волшебство!», так как в Египте железа было очень мало. Это был редкий металл. Даже фараон мог позволить себе иметь только одну застежку из железа на золотом браслете. Поэтому о свойствах железа в Древнем Египте еще не знали. (Напоминают «Исследователи», активно включившиеся в нашу Интернет игру) .Предположительно, компас был изобретён в Китае за 2000 лет до н.э и использовался для указания направлении движения по пустыням. В Европе изобретение компаса относят к XII - XIII вв., однако устройство его оставалось очень простым — магнитная стрелка, укрепленная на пробке и опущенная в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом. В начале XIV века итальянец Ф. Джойя значительно усовершенствовал компас. Магнитную стрелку он надел на вертикальную шпильку, а к стрелке прикрепил лёгкий круг — катушку, разбитую по окружности на 16 румбов. В XVI в. ввели деление катушки на 32 румба и коробку со стрелкой стали помещать в карданном подвесе, чтобы устранить влияние качки корабля на компас. В XVII веке компас снабдили пеленгатором — вращающейся диаметральной линейкой с визирами на концах, укрепленной своим центром на крышке коробки над стрелкой (Пишут нам «Рыцари круглого стола») В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса делалась в форме рыбки. Эту рыбку опускали в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился север. Позже китайцы стали делать компас в виде иглы, насаженной на шпильку. В XII веке плавающий компас позаимствовали у китайцев арабы, от которых в н.XIII века о его существовании стало известно европейцам. Первыми компас переняли у арабов итальянские моряки. От них компас перешел к испанцам, португальцам и французам, а позднее - к немцам и англичанам. Поначалу компас состоял из намагниченной иголки и кусочка дерева (пробки), плававшего в сосуде с водой. Вскоре моряки догадались закрывать этот сосуд стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра. (Уточняет «Шестой легион») 3 задание: Название ФИНИКИЕЦ встречается уже в египетских иероглифах сер.3 тыс. до н.э. в форме ФЕНЕХ. Позднее древние греки применяли слово ФОЙНИКЕС, что означало «красноватые», «смуглые». Отсюда и пошло название страны. ( Отвечают нам «Школяры 2007») Название Финикия дали Ханаану древние греки. Греческое «фойникс» (Финикия) родственно слову «фойнос» - кроваво-красный. Видимо, появление такого названия связано с тем, что одним из важнейших товаров, которым торговали финикийские купцы, был пурпур – драгоценная ярко-красная краска. Ее финикийцы научились добывать из желез моллюсков, обитающих на дне Средиземного моря. Это открытие сделало финикийских купцов обладателями товара, очень ценного для многих народов Древнего мира. Пурпур был предметом роскоши – ведь из 8000 моллюсков можно было получить всего 1 грамм краски. (Отмечает команда «Шестой легион» ) Название Финикия (Деян.11:19; 15:3; 21:2) происходит, вероятно, от греч. «багряный», возможно, так греки называли эту землю и её народ по главному предмету торговли (пурпуру); другое, более правдоподобное его объяснение — «страна красного солнечного божества Феникса»,появлявшегося с востока. |
ГЛАВНАЯ |
1 тур "ЗНАКОМСТВО" |
РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ТУРА |