1 тур "ЗНАКОМСТВО"  


Задания 1 тура
1 задание
Придумайте название для своей команды. Укажите фамилии и имена всех членов вашей команды, а также фамилию, имя и отчество руководителя.
Составьте небольшой рассказ о своей школе и о себе. Будет здорово, если вы красочно оформите его и дополните своими фотографиями. Для удобства обработки материалов, пожалуйста, используйте программы Microsoft Word или Microsoft Power Point.
При оценке задания учитываются:
• Содержание
• Творческий подход в изложении материала
• Оригинальное оформление

2 задание
«Ученье – свет, а неученье – тьма». С каждым годом постичь смысл и мудрость этих слов могут все большее число людей. В каждом государстве существует своя система образования, включающая различные типы учебных заведений. В нашей стране это школы, колледжи, гимназии, лицеи, институты, университеты и академии.
А узнать название одного из учебных заведений в исламских странах вы сможете, если правильно ответите на вопросы теста.
1) Варвары - это
Х) Монахи Шао Линя
Р) «Эскадрон гусар летучих»
А) Жители Крайнего севера
М) Неримские народы

2) Средневековые рыцари, вызывая соперника на поединок
Ж) Поднимали забрало
Р) Откидывали копыта
Е) Бросали перчатку
Ц) Наступали на больной мозоль

3) От Царьграда до Константинополя
С) Три дня пути
В) Семь верст с гаком
О) Семь суток на оленях
Д) Это один и тот же город

4) Пирамида Хеопса – это
О) Геометрическая фигура
Р) Одно из чудес света
Д) Кочка на болоте
А) Бархан в пустыне

5) Создателями славянской азбуки являются
З) Петр и Павел
Е) Кирилл и Мефодий
В) Иван да Марья
С) Али-Баба и сорок разбойников

6) Амфора – это
С) Древнегреческий сосуд
К) Китайская ваза
И) Тульский самовар
Ф) Цветочная ваза

7) Трагедия - это жанр литературного произведения, в дословном переводе с древнегреческого означает
В) Ржание коней
Е) Песни козлов
Д) Блеянье овец
Ы) Соловьиные трели

3 задание
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, откуда берутся слова? Почему все вокруг называется так, а не иначе? Откуда пришли в наш русский язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко, не исказив смысла сказанного?
Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология – наука о значении и происхождении слов и фразеология – наука о значении и происхождении выражений. А причем же здесь история?
Конечно, вы уже догадались…Сегодня мы будем искать слова и выражения, связанные с историческими событиями.
В разговоре часто можно услышать такие слова: «ломать копья», «кануть в лету». Что обозначают эти выражения? Какие исторические события связаны с их возникновением?

Вспомните и запишите другие пословицы, поговорки и устойчивые фразеологические обороты, связанные с историей. Объясните их значение и происхождение.


Ответы на задания 1 тура
2 вопрос
Зашифрованное слово «медресе». Так называют одно из учебных заведений в исламских странах. Первые медресе возникли в IX веке. У нас в Москве тоже есть медресе: при Соборной мечети и при мечети на Большой Татарской улице.(отвечает команда «Шестой легион»).
«Еще я заметил, что в каждом вопросе по буквам ответов записаны слова: храм, жрец, свод, орда, Зевс, скиф, веды», - дополняет наблюдательный Шлёнский Егор из команды «Dantey clan».

3 задание:
• «Ломать копья.» - значит бороться за что-либо, с жаром спорить о чем-то. Это выражение произошло в эпоху Средних веков, когда на рыцарских турнирах противники, сходясь в поединках, ломали в борьбе свои копья. С XIV века копья начали склеиваться в виде полой трубы и получили конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше, и ломались легче, что при упоре их в ток приобретало особую актуальность. Выражение «ломать копья» с этих пор стало синонимом рыцарского поединка.(сообщает нам команда «Бросай перчатку») В Западной Европе течение 14 в., в целях предотвращения дальнейших несчастных случаев в большинстве местностей борющиеся стороны разделялись барьером. Были созданы также специальные виды турнирного оружия, которым нельзя было нанести колющую рану, так как, держась за его зазубренный конец, можно было применять его только для того, чтобы выбить противника из седла и сбросить на землю; если силы противников были равны, древко их оружия ломалось. Отсюда происходит выражение «ломать копья».
Во времена Древней Руси, первых русских князей появилось выражение «Ломать копья». Копье – оружие первой стычки и почти всегда ломалось; изломать копье означало, что воин первым принял бой. Этот древний военный термин символизировал вступление в единоборство, личное участие князя в битве.(«Шестой легион»).

• Оригинальная версия у команды «Бросай перчатку»:
«Завет хана Кубрата»
Перед смертью хан Кубрат завещал сыновьям не разделяться, чтобы быть сильными и не разрушить созданное им государство. Главным образом над ним нависала угроза со стороны хазар, которых Кубрат сдерживал при жизни.Существует легенда, что Кубрат собрал всех сыновей перед собой. Он дал копье старшему Батбаяну (Баяну) и попросил сломать его. Баян с легкостью разломал его. Затем он вручил ему сноп с копьями и велел снова сломать их. Как ни пытался Баян — это ему не удалось. Хан Кубрат сказал сыновьям, что если они будут дружными после его смерти, то победить их никому не удастся, а если разъединятся, то их «сломают» так же, как копьё, сломанное Батбаяном.После смерти сыновья Кубрата не исполнили завет отца, и каждый со своим племенем избрал свой путь. Великая Болгария была разгромлена хазарами.
Все ответы сходятся в том, что выражение «ломать копья» – синоним рыцарского поединка. Современное значение – с жаром спорить о чем-либо, состязаться против кого-то, доказывать свою точку зрения, защищать, отстаивать что-либо.

• 2.Кануть в лету.
В пушкинском «Евгении Онегине» юный поэт Ленский, го¬товясь к дуэли со своим другом, написал такие стихи:
...быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета...
В другом стихотворении Пушкина, в ядовитой эпиграмме, говорится о бездарном поэте, который сначала пишет стихи.
Потом всему терзает свету
Слух,
Потом печатает, и - в Лету
Бух!
И мы сейчас нередко говорим: «Это все давно кануло в Лету». Что это означает? Слово «кануть», подумав, можно понять из выражения «Как в воду канул».(утверждает команда «Рыцари круглого стола»)
Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. п., реже, в переносном смысле — в отношении предметов и вещей, которые были утеряны. Это выражение происходит из древнегреческой мифологии. Летой древние греки называли реку забвения в царстве мертвых. Души умерших пили из нее воду, после чего забывали всю свою прежнюю жизнь.
Лета (греч. Λήθη, «забвение») — в древнегреческой мифологии, источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река Забвения. По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Представление об этом возникло уже после Гомера и перешло в народную веру. Река Лета протекает также в стране Ена, который считается братом Лета и Фаната (Забвения и Смерти). В подземном царстве был её трон, на котором, между прочим, сидели Тезей и Пирифой, посетившие Аид. Река Лета, «забвение» является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины. Согласно Данте, поток, текущий в Земном Раю, разделяется на два. Влево струится Лета, истребляющая память о совершенных грехах; вправо — Эвноя («добрая память»), воскрешающая в человеке воспоминание о всех его добрых делах.
Существовала также наяда Лета, дочь Эриды.
Некоторые поздние учения упоминают существование другой реки, Мнемозины. Те, кто пили из Мнемозины должны были вспомнить всё и обрести всезнание. Последователи этих учений верили, что после смерти им будет предоставлен выбор, из какой из рек пить, и они смогут выбрать Мнемозину вместо Леты. Сохранились надписи на многочисленных золотых табличках, датирующихся IV веком до н. э. и более поздних, найденных при раскопках Туриума в Великой Греции (Южная Италия) и других городов.(дополняет команда «Бросай перчатку»)
Крылатые слова есть во втором задании игры, на что обратили своё внимание участники команды «Шестой легион»»:

• «Бросить перчатку» - значит вступит в борьбу, вызвать на бой. Происхождение выражения уходит в Средние века, когда рыцари вызывали друг друга на поединок, бросая свою перчатку.
• «С открытым забралом» - значит, не страшась, очень смело и честно. Это выражение тоже родом их средневековья, когда рыцарь показывал свою храбрость, сражаясь с открытым забралом.
• «Восьмое чудо света» - так называют что-нибудь удивительное, поражающее воображение. Выражение происходит из эпохи Древнего мира, когда считалось, что есть 7 чудес света. Из всех чудес света тех времен сохранилось только одно – египетские пирамиды. Не зря говорят: «Все боится времени, но время боится пирамид»
• «Али-Баба и сорок разбойников» - так в шутку называют большую и шумную компанию. У этого выражения тоже историческое происхождение. Сказка про Али-Бабу – это одна из самых знаменитых историй «Тысячи и одной ночи» - сборника средневековых арабских сказок.

Мы знаем много других крылатых слов и выражений, которые связаны с историей.
Из истории Древнего мира:
• «Ахиллесова пята» – самое слабое, уязвимое место. Выражение происходит из мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением пятки. Дело в том, что его мать, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятку, окуная в священную реку Стикс.
• «Лаконичная речь» – простая и краткая речь. По свидетельству античных писателей, спартанцы (жители Лаконии) отличались именно такой речью.
• «Бойтесь данайцев, дары приносящих» - предостережение от любого подарка, каких-либо уступок со стороны врага. Данайцы сумели победить в Троянской войне, обманув троянцев своим «подарком» - в огромном деревянном коне, которого они «подарили» троянцам, были спрятаны воины.
• «Или цезарь, или никто» – так говорят максималистах, т.е. людях, которые ставят перед собой задачу добиться всего сразу. Это выражение впервые употребили в древнем Риме.
• «Деньги не пахнут» – это выражение употребляют те, кто считает, что можно зарабатывать любым способом. Эти слова произнес римский император Веспасиан, который ввел налог на общественные туалеты.

Из истории Средних веков:
• «Дама сердца» – так в шутку называют любимую девушку. В средневековье у каждого рыцаря была дама сердца - женщина, во имя которой он совершал подвиги
• «Рыцарь без страха и упрека» – отважный и благородный человек. Такое звание носил французский рыцарь Пьер дю Террайль Баярд – победитель многих турниров и отважный воин. Умирая от раны, полученной в бою, он попросил своих товарищей прислонить его к дереву, чтобы умереть стоя.
• «Делай, что должен, и будь, что будет!» – это рыцарский девиз, который стал французской пословицей, а потом перешел и в русский язык
• «Калиф на час» - так называют человека, наделенного властью на короткое время. Выражение это возникло из арабской сказки «Халиф на час» из сборника «Тысяча и одна ночь»

Другие примеры привела команда «Рыцари круглого стола»
Ломать шапку перед (кем-либо) – 1. (шутл.) проявлять глубокое уважение к кому-л., первым снимая головной убор и низко кланяясь. Его братья, однодворцы, только что не молились на него, шапки перед ним издали ломали, гордились им. (И.С. Тургенев.) 2. (перен.) вести себя униженно, подобострастно.
• Первые русские князья. Родословное древо первых русских князей.:
• Новгород – отец, Киев – мать .
• Язык до Киева доведет.
• Княжеская дружина. Былинные герои Древней Руси:
• Красна рать воеводою.
• Лучше смерть в поле, чем позор в неволе.
• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
• Ярослав Мудрый:
• Мудрым никто не родился, а научился.
• Москва времен Ивана Калиты, Иван III:
• Москва всем города мать.
• Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.
• Грозный царь Иван IV
• Царь не огонь, а ходя близь него опалишься.

• Мальбрук в поход собрался
• Английский герцог Джон Черчилль Мальборо (1650 - 1722) прославился как дипломат и полководец в борьбе за испанский престол. Одно время он командовал Нидерланд¬ской армией, которая разбила французов.
• Но если соотечественники чтут Мальборо как национального героя, то французы, чья гордость была несколько задета горечью поражения, сочинили про него язвительную песенку. В ней Мальборо стал неудачливым воякой Мальбруком.
• Эту песню знает вся Франция. Известна она и у нас. Начинается она так:
• Мальбрук в поход собрался,
Мирандон-дон-дон, Миранделё!
Мальбрук и сам не знает,
Когда вернется он...
• Первая строфа песни стала крылатой. «Мальбрук в поход собрался», - говорим мы о забияке, переоценивающем свои силы и возможности, а также о том, кто шумно и хвастливо сообщает о своих военных приготовлениях.

• Путеводная звезда
Задолго до изобретения компаса люди уже странствовали и по морям и по пустыням, находя свой путь по солнцу и звездам. Они рано или поздно замечали среди всех звезд, кружащихся в небе и совершающих один оборот каждые сутки, одну, почти совсем неподвижную. Эту звездочку, находящуюся чуть ли не точно над Северным полюсом Земли, мы теперь зовем Полярной; землепроходцы же и мореплаватели древности почтительно именовали ее Путеводной; по ней было всего надежней узнавать страны света: ведь она неизменно стояла точно на севере.
Впрочем, есть и другое объяснение нашего выражения «путеводная звезда», которое сейчас означает вообще «указатель цели», «признак верного направления при всякой деятельности и работе». Существует христианский миф, согласно которому три волхва-звездочета узнали по созвездиям, что где-то на земле родился «сын божий» - Иисус. Они, якобы, направились в путь, чтобы поклониться ему, принести дары. В дороге их сопровождала таинственная подвижная звезда.
Возможно, наше выражение связано именно с этой легендой, а не с Полярной звездой, настоящей, но куда менее известной в прошлом путеводительницей странников.
• Со щитом или на щите
В Древней Греции суровым мужеством и другими воинскими добродетелями славилась маленькая Спарта, страна закаленных патриотов. Существует легенда о некоей спартанке Горго. Провожая сына на войну, она вручала ему щит, по-спартански кратко сказав: «С ним или на нем!» Это лаконическое (то есть «чисто спартанское» - спартанцев звали также лаконцами) напутствие означало: или ты вернешься победителем, со щитом, или пусть тебя принесут на щите как спартанцы носили своих мертвых. И мы говорим иногда «вернуться со щитом», то есть одержать победу; «вернуться на щите» - найти гибель в борьбе. Применяются эти речения необязательно к настоящим боям и воинам, но и ко всяким житейским столкновениям.

Иногда говорят: «его подняли на щит» - в значении «ему оказали высшие почести». Это связано с другим, уже римским обычаем: римские солдаты, провозглашая командира своим вождем или даже императором, высоко поднимали его на щите над своими головами. И этот обычай отразился у нас в нашем языке; правда, теперь, говоря: «его подняли на щит», - мы подразумеваем чаще: его перехвалили, вознесли превыше заслуг.
Команда «Варвары» вспомнила о том, что:
• «Авгиевы конюшни» - символ полной запущенности, загрязнения и беспорядка.
• «Сжечь корабли» - сделать решительный шаг, после которого теряется возможность отступить, возвратиться к прежнему. (Троя)

А Ратников Дима из «Команды 1201» о том, что:
• «гуси Рим спасли» - от нападения галлов. Это выражение означает счастливое спасение.

Другие исторические выражения привели участники команды «Бесстрашные рыцари»:
• Гордиев узел - любое запутанное дело, трудно разрешимый вопрос.
Фригийский царь Гордий принес в дар храму Зевса колесницу. К ее дышлу было привязано воловье ярмо – привязано таким сложным узлом из кизилового лыка, что никакой искусник не мог его распутать. Недостатка в попытках не было: оракул предсказал, что человек, который распутает гордиев узел, овладеет всем миром.
И вот столицу Фригии покорил величайший из полководцев древности Александр Македонский (356-323 годы до н.э.). Молодой воин вошел в старый храм, пригляделся к прославленному узлу и вдруг, выхватив меч, рассек его одним ударом.
«Разрубить гордиев узел» значит: смело, энергично решить сложное дело.
• Буря в стакане воды
возбуждение, шум, возникший по пустячному поводу, а потому недостойный внимания. Так отозвался о политической сумятице в крошечной европейской республике Сан-Марино французский философ и писатель Монтескье (1689-1755). Этими же словами встретил Павел I в бытность свою наследником сообщение о волнениях в Женеве после Французской буржуазной революции 1798 года. Выражение Монтескье англичане перевели почти дословно: «Буря в чайной чашке». Образ этот был известен еще римлянам и грекам, правда в несколько иной «редакции». У Цицерона, например (I век до н.э.), встречаем: «поднимать бурю в ложке для жертвенных возлияний вина», а у греческого писателя Афинея (II-III века н. э.)- «буря в горшке».
• В Каноссу идти
Германский император Генрих IV, живший почти девятьсот лет назад, всю жизнь воевал с главой католической церкви, римским папой Григорием VII. Император бил врага оружием, пап страшной властью, которая ему тогда была дана. Он имел право любого человека «отлучить от церкви»; отлученный - даже император – лишался всех человеческих прав: никто не смел даже заговорить с ним или поднести ему пищу, хотя он умирал с голоду.
Борьба оказалась неравной: в 1077 году император явился в итальянский замок Каноссу, где жил папа, и несколько дней босой, в нищенском рубище, стоял на снегу, вымаливая прощение. И сейчас, видя гордеца, вынужденного поступиться своей гордостью, унижающегося перед победителем, говорят: «Он таки пошел в Каноссу!»
• Вавилонское столпотворение
обозначение всякой бестолковой сутолоки и беспорядка. «Шум, гам, кавардак – ну, словом, вавилонское столпотворение». Вавилон – древний город на реке Евфрате в Азии, на территории нынешнего Ирака. По библейском легенде, жители Вавилона задумали возвести башню высотой «до неба», чтобы обессмертить свои имена, и приступили к «столпотворению», то есть к постройке столпа – башни. Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам «смешать их язык». Вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось.
• Вернуться к своим пенатам…
Древние римляне верили в добрых, уютных божков, живших в каждом доме и охранявших его, добродушных милых домовых. Их звали «пенатами», очень почитали, угощали пищей со своего стола, а, переселяясь на чужбину, старались увозить с собой их маленькие изображения. Поэтому пенаты стали символом дома, родины. «Вернуться к своим пенатам» значит: возвратиться под родную кровлю.
• Ганнибал у ворот! (Hannibal ante portas!)
Ганнибал угрожал существованию Рима в III веке до н.э., но римляне помнили о нем и два столетия спустя. Когда в 43 году враг республики Марк Антоний подступил к Риму, великий римский оратор, красноречивый Цицерон, воскликнул: «Ханнибаль антэ портас!» - то есть: «Ганнибал у ворот (Рима)!» Ужас охватил римский сенат при одном упоминании о грозном карфагенце. С легкой руки Цицерона, восклицание «Ганнибал у ворот!» стало означать: «надвигается смертельная угроза», или «отечество в великой опасности». В этом смысле его употребляют и доныне.
• Ганнибалова клятва
Девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену. Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске. Но в конце концов победа осталось за Римом. Ганнибал умер в борьбе – отравился, чтобы не попасть в руки врагов.
С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намериваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь.
• Горе побежденным! (vae victis!)
Завоевав в 390 году до н.э. гордый Рим, предводитель галлов Бренн наложил на него контрибуцию (военный налог) в тысячу фунтов золота. Римляне в час расплаты отказались платить. Но завоеватель, швырнув на чашу весов свой грузный меч, воскликнул: «Vae victis!»- то есть: «Горе побежденным!» - и дело было решено. Множество раз с тех пор повторялись эти жестокие слова в жестоком мире; много раз свирепые победители «бросали мечи на чашу весов», то есть силой заставляли подчиняться их воле.
• Драконовы (драконовские) законы (меры)
Дракон (точнее, Драконт) – имя древнего афинского законодателя, который впервые собрал и записал действовавшие в Афинском государстве старые законы. Они оказались чрезмерно суровыми: даже за кражу плодов Дракон требовал смерти. Именно поэтому под выражением «драконовские законы» или «меры» мы и разумеем крайне суровые, жестокие законы.
• До греческих календ (ждать, откладывать)
Календами в Древнем Риме называли первый день каждого месяца; каждый такой день объявлялся жрецами. Отсюда возникло и наше современное слово «календарь». Сами римляне вели свой счет дней по календам: с ними связывались сроки уплаты долгов, выполнения обещаний. А вот жившие в Риме многочисленные греки время по календам не считали. Поэтому слова «ждать до греческих календ» стали означать: до неведомого срока, до бесконечности.
• Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе.
Полагают, что это выражение восходит к легенде о неисполнившемся пророчестве, содержащемся в Коране – в Коране – «священной» книге мусульман. Магомета (570-632 годы н.э.) считают основателем религии ислама, посланником всевышнего на земле. У верующих сложилась даже формула: «нет бога, кроме аллаха, а Магомет – пророк его». Так вот, по легенде, Магомет однажды вознамерился доказать правоверным свое могущество. Пророк приказал горе приблизиться к нему. Гора осталась непослушной. Тогда Магомет сам пошел к ней со словами: «Что ж, если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к горе». Смысл этого шуточного выражения: приходится в силу обстоятельств подчиниться тому, от кого сам ждал повиновения.
• И ты, Брут!
Гай Юлий Цезарь, один из талантливейших военачальни¬ков Древнего Рима, под конец своей жизни стал полновла¬стным диктатором. Было ясно, что он намерен превратить Римскую республику в монархию. Республиканцы устроили против него заговор, в который вступил даже любимец и друг Цезаря, Юний Брут. В 44 году до нашей эры диктатор был убит - заколот кинжа-лом. Увидев среди своих убийц и Брута, смертельно раненный Цезарь с упреком воскликнул: «И ты, Брут!» Так его изобразил сто с лишним лет спустя греческий писатель Плу¬тарх в «Сравнительных жизнеописаниях» выдающихся гре¬ческих и римских деятелей, а еще позднее - и величайший английский драматург Шекспир в знаменитой пьесе «Юлий Цезарь». С его легкой руки, предсмертные слова Цезаря превратились в поговорку, выражающую удивление перед внезапной изменой друга.
• Избиение младенцев
Существует рассказ о том, как иудейский царь Ирод, про¬слышав, что в народе предсказывают скорое рождение Мес¬сии, вождя, который освободит евреев от власти Рима, ис¬пугался и приказал убить в городке Вифлееме и его окре¬стностях всех мальчиков, которым еще не исполнилось двух лет. Годовалых убивали для верности: ведь тогда никаких метрик не бы¬ло. Было предсказано, что Мессия родится именно в Вифлееме. Страшная резня состоялась. С тех пор самое имя «Ирод» стало обозначением изверга, злодея. Что же до выражения «избиение младенцев», то оно стало употребляться в перенос¬ном значении. Мы говорим так, когда какой-либо человек кру¬то расправляется - обычно просто в споре - со своими сла¬быми, как дети, противниками.
• Имя (ему, им) легион
Слово «легион» в Древнем Риме означало крупное во¬инское соединение в разное время разной величины - то вроде нашего полка (3 - 4 тысячи воинов), то близкое к нашим бригадам и даже дивизиям (до 10 тысяч человек). По¬степенно это слово стало значить в народе просто «очень много», «множество». Одна из библейских притч - а к ней и восходит стоящее в заголовке крылатое выражение - рассказывает об одном безумном (по представлению древних, че¬ловек становился безумным, когда в него вселялся бес). На обращенный к нему вопрос, как беса зовут, ответил: «Имя мне - легион», то есть: «Во мне живет не один бес, а мно¬жество». Теперь у нас выражение это и означает неисчислимое множество.
• Китайская стена
На границах старой Китайской империи высится сохра¬нившаяся колоссальная каменная сте¬на. Было время, когда она достигала десятиметровой высоты и семи метров толщины. Стена тянулась, защищая Китай от набегов кочевников, на шесть тысяч километров. Китайские историки утверждали, что строили Великую стену два миллиона рабочих под присмотром трехсот тысяч надзирателей. Стена была и остается удивительным памятником зодчества, хотя давно уже утратила военное значение. Сооружение издавна поражало умы соседних народов. Всюду стали употреблять выражения: «китайская стена», «китайской стеной отгородиться» - для обозначения непреодолимой преграды, стремления жить обо¬собленно, избегая общения с остальным миром.
• Лавры пожинать, лавровый венок, увенчать лаврами, почивать на лаврах, лавры Мильтиада, лавры Герострата
Вот сколько различных выражений обязано своим суще¬ствованием скромному дереву, листья которого хозяйки кладут в кастрюльку «для вкуса»! У греков был миф. Не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дере¬во. С тех пор вечнозеленое растение это стало деревом Апол¬лона, бога поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтиче¬ских и музыкальных, а потом и на спортивных состязаниях. Затем те же почести стали воздавать и за военные подвиги. «Пожинать лавры» стало значить: завоевать успех; «почивать на лаврах» - перестать стремиться к дальнейшим успехам, успокоиться на уже достигнутом.
Когда полководец Мильтиад разгромил персов у Ма¬рафона в 490 году до н. э., другой знаменитый грек, самолюби¬вый Фемистокл (см. «Бей, но выслушай!»), сказал с зави¬стью: «Лавры Мильтиада не дают мне покоя». Фраза эта ста¬ла крылатой; ее применяют теперь и к другим людям.
Выражение «лавры Герострата» употребляется в значении: черная, злодейская слава. Некто Герострат, честолюбец, ре¬шивший во что бы то ни стало прославиться, сжег велико¬лепный храм богини Артемиды в Эфесе (см. «Слава Геро¬страта»).
Стоит упомянуть, что хорошо известное теперь каждому слово «лауреат» тоже означает по-латыни «увенчанный лаврами».
• Лукуллов пир
Так мы говорим, пораженные изобилием и изысканно¬стью стола, множеством блюд, роскошью трапезы. Своим воз¬никновением выражение «лукуллов пир» обязано знатному римлянину консулу Луцию Лицинию Лукуллу, жившему в «золотом веке» Рима, когда Римская республика стала самым богатым и могучим государством древнего мира. Исчезли спартанская простота и суровость нравов, возвысившие в свое время Рим над другими государствами. Воцарились изнеженность и утонченность, не знавшие пределов. Римским гастрономам теперь весь мир поставлял уди¬вительные продукты для их кухни. Писатель Варрон свиде-тельствует: повара богачей жарили павлинов с острова Самос, рябчиков из Азии, журавлей из Греции. Закусывали устрицами из Южной Италии, на сладкое подавали египет¬ские финики. Самые неистовые гастрономы изобрели даже кушанья из... соловьиных язычков. И вот в Риме, который еще недавно гордился героями вро¬де Муция Сцеволы, великими трибунами, такими, как братья Гракхи, самым славным человеком стал «великий обжора» консул Лукулл. Говорят, он был образованным человеком, смелым воином и совершил поход в Армению. Однако никто не помнит уже, что Лукулл был полководцем и что он владел огромной библиотекой, в которую допускался каждый жаж¬дущий знаний ценитель литературы: в памяти народов оста¬лись расточительство и обжорство Лукулла, роскошные пиры которого вошли в поговорку.
• Мекка (В Мекку идти)
Мекка - священный город магометан, место, где родил¬ся основатель ислама Магомет (Мухаммед). Верующие му¬сульмане считают высшим счастьем для каждого правовер¬ного совершить путешествие в Мекку и там, в знаменитом храме Кааба, поклониться «черному камню» - обломку ме¬теорита, вделанному в стену. По преданиям ислама, этот свя¬той камень был принесен с неба на землю ангелом. Теперь от него почти ничего не осталось: за сотни лет поцелуи паломников на три четверти стерли его.
Мы говорим: «Он отправился в свою «Мекку» о человеке, посетившем место своих грез, предмет поклонения
• Охотники за ведьмами
В средние века изуверство церкви дошло до того, что, пользуясь повсеместной темнотой и слепой верой людей в колдовство, в демонов и ведьм, особые церковные суды (су¬ды инквизиции) стали хватать по обвинению в общении с демонами первых попавшихся женщин (особенно душевно¬больных, припадочных), с тем чтобы подвергнуть их особым испытаниям. Страшные и нелепые испытания эти в любом случае вели к гибели несчастных: их, например, бросали в воду, считая, что если обвиняемая не потонет, то она винова¬та, она ведьма и должна быть тогда сожжена на костре. Вот, кстати, почему о бывалом, повидавшем виды чело¬веке мы говорим «прошел сквозь огонь и воду».
Людей - и женщин и мужчин, но особенно женщин - уничтожали тысячами, а наиболее ревностные инквизиторы всячески выслеживали «ведьм», поистине «охотясь на них». В Испании эти чудовищные обычаи были отменены лишь сто с небольшим лет назад.
С тех пор всякий необузданный и нелепый террор, когда людей преследуют по бессмысленным или ложным поводам, особенно когда такому преследованию подвергается со сто¬роны властей передовая часть общества, называется «охотой за ведьмами», а лица, ее ведущие, - «охотниками» за ними.
• Парфянская стрела
Римляне столкнулись с парфянами - жителями Передней Азии, кочевниками, скотоводами и великолепными конника¬ми, - в одном из походов на Восток. Легкая кавалерия пар¬фян наголову разбила римское войско. По рассказам спасшихся, парфяне вели себя коварно: они притворялись, что разбиты, убегали и вдруг, на скаку обернувшись, осыпали римлян дождем нежданных парфян¬ских стрел.
С этих самых пор многое в Риме стало называться пар¬фянским. Неожиданный и неотразимый выпад хитрого про¬тивника, казалось бы уже побежденного в споре, - это пар¬фянская стрела; притворное отступление, любой обманный маневр - парфянское бегство; наконец, лицемерная улыб¬ка - парфянская улыбка. А чем были виноваты «кичливые парфяне»? Только тем, что защищали родину от жестоких врагов!
• Пиррова победа
Имеется в Греции область Эпир. Эпирский царь Пирр в 280 году до н. э. вел длительную и жестокую войну с Римом. Дважды ему удавалось одержать победы; в его войске имелись боевые слоны, а с ними римляне не умели бороться. Тем не менее вторая победа далась Пирру ценой таких жертв, что, по преданию, он воскликнул после боя: «Еще одна та¬кая победа - и я останусь без войска!» Война закончилась поражением и отступлением Пирра из Италии. Слова «пиррова победа» уже очень давно стали обо¬значением успеха, купленного дорогой ценой, что, по¬жалуй, поражение было бы не менее выгодным: «Победы фашистских войск под Ельней и Смоленском в 1941 году ока¬зались на поверку «Пирровыми победами».
• Плясать под чужую дудку - подчи¬няться кому-нибудь, дей¬ствовать по чьему-либо внушению, следовать чу¬жой воле. Две с половиной тысячи лет назад, во время войны с мидя¬нами, персидский царь Кир тщетно пытался склонить на свою сторону малоазийских греков. Когда же он покорил мидян, греки выразили готовность подчиниться ему. На это он рас¬сказал их послам басню Эзопа «Рыболов и рыбы». Один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул ее и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сетях, он сказал им: «Глу¬пые! Перестаньте плясать. Когда я играл на флейте, вы не хотели делать это, а теперь, когда я перестал, вы пляшете».
• Рубикон перейти - совершить поступок, который уже не может быть отменен, принять опасное и бесповоротное решение. Знаменитый римский полководец Гай Юлий Цезарь, покорив соседних галлов и одержав ряд других блестящих побед, решил овладеть верховной властью в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и самой Италией. Он нарушил этот запрет и, воскликнув: «Жребий брошен!»- перешел через пограничную речку Рубикон (по-латыни – «Красная речка»). Началась гражданская война, из которой Цезарь вышел победителем и стал диктатором в Римском государстве. «Жребий брошен» говорится в значении: «колебания кончены, я начал действовать, и изменить что-либо уже поздно».
• Сизифов труд - так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издавался над ними. Он выдал людям тайны богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив, в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь. Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.
• Философский камень (искать, найти)
Средневековые алхимики были предшественниками современных химиков. Но химия – подлинная наука, алхимия же была нагромождением представлений, в которых крупицы ценных знаний смешивались с легендами и вымыслом самым невероятным. Больше всего алхимиков занимала задача: научиться превращать в золото разные недрагоценные вещества. Считалось, что этого можно добиться, если будет найден некий воображаемый «философский камень». Обладание таким чудодейственным камнем казалось в те дни верхом удачи и счастья, пределом всех человеческих грез и пожеланий. Однако, такого «камня», естественно, найти никому не удалось, и самые слова «искать философский камень» стали означать: гоняться за невозможным, тратить время на безнадежные предприятия ради обогащения.
• Хлеба и зрелищ!
«Панэм эт цирцензэс!» («Panem et cicenses!») - ревела римская толпа, требуя от своих повелителей даровой пищи и бесплатных развлечений в награду за ту поддержку, которую она оказывала им.Люди, стремившиеся к власти в Древнем Риме, считались с этими требованиями: они устраивали раздачи денег и средств пропитания, привлекали население в колоссальные цирки боями гладиаторов, травлей зверей и другими кровавыми зрелищами. Много веков спустя господствующие классы, желая всячески опорочить стремление народа добиться лучшей жизни, стали приравнивать его самые справедливые пожелания к этому воплю древних бездельников; стали утверждать, что именно лозунг «Хлеба и зрелищ!» вдохновляет революционеров всех времен.
• Царских путей (к геометрии) нет
Царь Египта Птолемей I, заинтересовавшись геометрией, спросил как – то у ее основоположника, великого математика Эвклида (III век до.н.э), нельзя ли как-либо полегче и побыстрее овладеть ею. «Царских путей к геометрии нет!» - с суровым достоинством ответил тот. Ученый этой фразой хотел сказать, что наука такое дело, при котором никакие привилегии невозможны. Царские пути – это своеобразные шоссе древности. Под ними древнегреческий ученый подразумевал гладкие, ровные дороги, проложенные по приказу персидских царей в пределах их государств.
• Эзопов(ский) язык
Басни мудреца-баснописца Езопа, или Эзопа, давно прославлены на весь мир, и все поздней¬шие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта. Эзоп был рабом. Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказа¬ний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений. Вот такой не прямой, загадочный язык, умение говорить обиняками, притчами, и получил название эзоповского языка. К нему постоянно прибегали люди, боровшиеся с властью, революционеры всех стран и времен.(отвечают «Бесстрашные рыцари»).

И стали победителями 1 тура! Поздравляем!


Ccылки на другие страницы
ГЛАВНАЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ТУРА
2 ТУр "ИСТОРИЯ ОДНОГО ОТКРЫТИЯ"


 
Используются технологии uCoz