2 тур "Удивительное рядом"  


Задания
1 задание.

Много способов записи чисел было создано людьми. Современная система
записи чисел была заимствована европейцами у арабов, которые переняли её
у индусов. Поэтому цифры, которыми мы сейчас пользуемся, европейцы
называют «арабскими», а арабы «индийскими». Такая система была введена в
Европе примерно 890 лет назад английским учёным – путешественником
Аделардом. Но еще раньше, примерно 2500 лет назад, в Древнем Риме
возникла так называемая римская нумерология. Вам она, конечно же, хорошо
знакома. Помните?
I – 1, V – 5, X – 10, L – 50, C – 100, D – 500, M – 1000.
Лучшему ее запоминанию помогут простые мнемонические правила. Первая
буква каждого слова соответствует римской цифре:
«Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх»
«Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидуумам»
Ну, а теперь вопрос: вспомните, в каком случае применяются римские
цифры? Где их можно встретить? Зашифруйте номер своей школы и дату
основания города, в котором вы живёте, с помощью римских цифр.

2 задание «Посчитай-ка».

Выявите закономерность и … вместо знака вопроса запишите число:
23 + 32 = 14 + 41
28 + 82 = 19 + ?
13 * 93 = 31 * 39
14 * 82 = 41 * ?
23 * 64 = ? * 46
Постарайтесь продолжить цепочку равенств без расчетов (всего в столбце
должно получиться 9 равенств)
123456789 * 9 = 1 111 111 101
123456789 * 18 = 2 222 222 202
123456789 * 27 = 3 333 333 303
123456789 * 36 = …
123456789 * 45 = …

123456789*81=…

3 задание

Время сохранило для нас интересную историю:
«На камзоле студента протерлись локти. Повстречавший его придворный
щеголь ехидно заметил по этому поводу:
-Учёность выглядывает оттуда…
-Нисколько, сударь, - нашёлся студент. – Глупость заглядывает туда».
Прошли годы, и СТУДЕНТ выучился, а учебники «Грамматику» Смотрицкого и
«Арифметику» Магницкого стал называть «вратами своей учености». С верой
в будущие поколения ОН писал такие строки:
«О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать."

Вопрос: О каком ученом поведано в этой истории? Сколько лет назад он
родился? В каких учебных заведениях он учился? Какие высшие учебные заведения в Москве названы его именем?


Ответы на задания
Ответы на вопросы второго тура:
1 задание.
В русском языке римские цифры используются в основном для обозначения порядковых числительных:
1) Номер века или тысячелетия(XХI век, I тысячелетие до н. э.).
2) Порядковый номер монарха (Петр I, Екатерина II, Людовик XIV,Карл V).
3) Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов), глав кодексов, в старинных заповедях.
4) В медицине обозначают группы крови (I,II,IV, универсальный донор – человек с группой крови I).
5) В музыке ступени нот.
6) Другие важные события или пункты списка, например: Игры XXII Олимпиады , II мировая война, V постулат Евклида и т. п.
7) Валентность химических элементов.
8) Римские цифры широко использовались в СССР при указании даты для обозначения месяца года: 21/III-82 или 15.XI.85. С переходом на компьютерную обработку информации форматы даты, основанные на римских цифрах, практически вышли из употребления.
9) В спорте могут быть обозначены места на пьедестале для победителей соревнований.
10) При решении задач для обозначения числовых величин.
11) Обозначения кварталов года (II квартал).
12) Для обозначения размеров одежды
и ещё:
13) В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия.
14) В западных странах римскими цифрами иногда записывают номер года.
15) В архитектуре: на монументах, памятниках, фронтонах портиков старинных зданий; на триумфальных арках для обозначения исторических дат ( например,на памятнике И.В.Гете - родился в MDCCIL,на статуе Свободы в Америке), надгробия.
16) В настольных играх.
17) Маркировка циферблатов часов.
18)Мобильный телефон от компании Gresso с множеством различных функций.
Со второй частью задания практически все команды справились успешно, оказывается, что вы не только можете зашифровать номер своей школы, дату основания родного города, но и дату «рождения вашей школы».
А команда «Рыцари» придумала такой способ шифровки для своей школы:
«Наша школа называется «Перспектива» каждой букве соответствует определенный порядковый номер в русском алфавите П-17, Е-6, Р-18, С-19, К-12, Т-20,И-10, В-3,А-1.
Сложим все числа 17+6+18+19+17+6+12+20+10+3+1=129, число 129 с помощью римских цифр записывается так СХХIХ».
Интересные дополнения из ваших ответов:
Команда « Плюс»:
«Давным-давно, в древние века на территории Аппенинского полуострова существовала этрусская цивилизация. Этруски еще до римлян создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты этих городов. Этрускам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит, которым мы пользуемся на уроках математики - этрусского происхождения.
Известно, что римские цифры - это заимствованные римлянами этрусские цифры. Они хранят в себе тайны по крайней мере 20 тысячелетий.
Знак "V" для числа 5 представляет собой верхнюю половину от знака числа 10 - "X". То есть, ровно половину от его числового значения.
Изначально 10 обозначалась не в виде "X", а в виде вертикальной перечёркнутой наискось палочки. Трудно сказать, что от чего произошло - есть предположение о том, что римская цифра 5 в виде "V" произошла от раскрытой ладони с отведённым большим пальцем. Число 50 раньше обозначалось в виде стрелы с направленным вниз наконечником. Позднее стороны "наконечника" разошлись в стороны, причём часто до такой степени, что становились в одну линию. И лишь гораздо позднее появился уполовиненный знак "L". Дважды перечёркнутая вертикальная палочка обозначала число 100.
Посмотрите на знак "D", который обозначает число 500. Это вовсе не латинская буква, а правая половинка от раннего обозначения числа 1000.
В римском исчислении используется всего семь знаков: I, V, X, L, C, D, M.
Из них составляются 14 базовых чисел, из которых 10 порядковых: I — 1, II — 2, III — 3, IV — 4, V — 5, VI — 6, VII — 7, VIII — 8, IX — 9, X — 10; и 4 «круглых»: L — 50, C — 100, D — 500, M — 1000.
Теперь о том, как считать. Меньшая цифра может быть записана и слева от большей, тогда её следует вычесть из большей. В этом случае повторения меньшей цифры не допускаются. (Последнее правило применяется только во избежание четырёхкратного повторения одной и той же цифры)».
Команда «Дважды два»:
«Для правильной записи больших чисел римскими цифрами необходимо сначала записать число тысяч, затем сотен, затем десятков и, наконец, единиц.
Довольно часто, чтобы выделить числа в тексте, над ними рисовали черту: LXIV. Иногда черту рисовали и сверху, и снизу: XXXII — в частности, так принято выделять римские цифры в русском рукописном тексте (в типографском наборе это не используют из-за технической сложности). У других авторов черта сверху могла обозначать увеличение значения цифры в 1000 раз: VM = 6000.
Существует «сокращённый способ» для записи больших чисел, таких как 1999. Он не рекомендуется, но иногда используется для упрощения. Отличие состоит в том, что для уменьшения цифры слева от неё может писаться любая цифра:
999. Тысяча (M), вычтем 1 (I), получим 999 (IM) вместо CMXCIX. Следствие: 1999 — MIM вместо MCMXCIX
Повсеместно записывать число «четыре» как «IV» стали только в XIX веке, до этого наиболее часто употреблялась запись «IIII». Однако запись «IV» можно встретить уже в документах манускрипта «Forme of Cury», датируемых 1390 годом. На циферблатах часов в большинстве случаев традиционно используется «IIII» вместо «IV», главным образом, по эстетическим соображениям: такое написание обеспечивает визуальную симметрию с цифрами «VIII» на противоположной стороне, а перевёрнутую «IV» прочесть труднее, чем «IIII».
2 задание.
Много разных способов решений прислали команды. Остановлюсь на двух.
Решение команды «Радуга», школы №522:
1).Рассмотрим равенства. Обратим внимание, что выражения в правой и левой частях составлены из одних и тех же цифр, но во втором слагаемом цифры поменялись местами. Следовательно, искомое слагаемое 91 . Проверяем верное ли получилось равенство: 28+82=110, 19+91=110, 110=110 - равенство верное.
2).Рассмотрим равенства. Обратим внимание, что выражения в правой и левой частях составлены из одних и тех же цифр, но в левой части равенства цифры первого и второго множителей поменялись местами. Следовательно, искомые множители соответственно равны 28 и 32 . Проверяем верное ли получилось равенство.
Способ команды «Дельфинчики»:
1.Посмотреть на цифру в разряде единиц, на которую оканчивается сумма (5;0)
2. Сгруппировать цифры так, чтобы в сумме получили 5 или 10.
• 14 ; 41 19;91 37;73
• 23 ; 32 28;82 46;64
3. Произведение разрядных единиц должно быть равно, например:
23 * 64 = 32 * 46
2*6=12 3*4=12
3*4=12 2*6=12
12*63=21*36; 21*24=12*42; 12*84=48*21 ».

Во второй части задания несколько команд заметили и смогли объяснить, что:
• 123 456 789 * 9 = 1 111 111 101;
• 123 456 789 * 9 * 2 = 1 111 111 101 * 2 =2 222 222 202;
• 123 456 789 * 9 * 3 = 1 111 111 101 * 3 =3 333 333 303;
• 123 456 789 * 9 * 4 = 1 111 111 101 * 4 =4 444 444 404;
• 123 456 789 * 9 * 5 = 1 111 111 101 * 5 =5 555 555 505;
• 123 456 789 * 9 * 6 = 1 111 111 101 * 6 =6 666 666 606;
• 123 456 789 * 9 * 7 = 1 111 111 101 * 7 =7 777 777 707;
• 123 456 789 * 9 * 8 = 1 111 111 101 * 8 =8 888 888 808;
• 123 456 789 * 9 * 9 = 1 111 111 101 * 9 =9 999 999 909.
А вот такой «изюминкой» поделилась команда «Дважды два»:
Притча.
Предание гласит, что когда Пифагор впервые увидел египетские пирамиды в Гизе, он, как всегда, совершал арифметические вычисления. И пирамиды явились ему «в числовом формате».

3 задание.
В вопросе речь идет о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Родился он 300 лет назад 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье помора Василия Дорофеевича. Ломоносов стал великим русским ученым – энциклопедистом, профессором химии, первым русским академиком, поэтом.

В декабре 1730 года, изучив дома «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого, с рыбным обозом Ломоносов М.В. отправился в Москву, где поступил в
Славяно-греко-латинскую академию, так называемые «Спасские школы».
1731-1735 учёба в Славяно-греко-латинской академии.
Как лучший ученик за 1733 год по рекомендации ректора
был направлен на год (1734) в Киев пополнять свои знания
в Киево - Могилянской духовной академии, где глубоко изучил
древне - русскую историю.
В 1735 году Ломоносов был послан в академический
университет в Петербурге.
В 1736 г.- в Германию, где учился сначала в
Марбургском университете (1736-1739), под
руководством известного физика и философа
Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге в Школе
горного дела (1739-1741).
В 1741 году был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания.

В 1742 году Ломоносов получил званиие адьюнкта физического класса, что давало ему право на самостоятельную научную работу и возможность участия в научных заседаниях членов Академии — Академическом собрании
В 1745г. стал академиком и профессором химии Петербургской А.Н.

Именем М.В. Ломоносова в Москве названы только два высших учебных заведения:

- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
-Московский государственный университет тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова.

Команда «Радуга » из Санкт- Петербурга придумала синквейн, посвящённый М.В.Ломоносову:
Ломоносов.
Знаменитый, русский.
Исследовал, изобретал, создавал.
М.В. Ломоносов был великий человек.
Гений.


Ccылки на другие страницы
Игра 2011/2012 года
1 тур "Знакомство"
Результаты 2 тура


 
Используются технологии uCoz