2 тур "История одного открытия"  


Задания 2 тура
1задание: "Завещание"
«…Всё остающееся после меня… имущество необходимо распределить следующим образом: капитал… перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс наибольшую пользу человечеству. Первая - тому, кто сделал наиболее важное открытие в области физики, вторая… - в области химии, третья – тому, кто добился выдающихся успехов в области физиологии или медицины, четвёртая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая - тому, кто внесёт весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договорённости…
Моё особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет».
О чём идёт речь в приведённом отрывке? Кто из наших соотечественников был удостоен этой премии?

2 задание: "Качу, куда хочу"
Когда мы хотим подчеркнуть, что человек не сделал или не сказал ничего нового, то часто говорим: «Не изобретай велосипед!». А знаете ли вы, кто и когда совершил это весьма полезное изобретение?

3 задание:
Первая реакция людей на появление этого изобретения – ужас. Боялись всего: что птицы будут умирать от дыма, что у коров скиснет молоко от страха, а лошади вымрут за ненадобностью, что нельзя будет дышать, поскольку воздух будет отравлен. Значение этого изобретения оказалось столь велико и значительно, что ему посвятили первый кадр самого первого кинофильма. О каком изобретении идёт речь? Назовите мультфильмы, где это "изобретение" играет одну из главных ролей.


Ответы на задания 2 тура
1 вопрос: Все команды справились с заданием, верно определив, что приведена цитата из завещания Альфреда Нобеля.
«Искатели» из Подольска вспомнили, что это шведский инженер-химик, который изобрел динамит. А еще он основал крупную библиотеку, интересовался историей, медициной, литературой, владел многими языками, занимался благотворительностью.
Его динамит стал применяться при прокладке туннелей и каналов, при удалении подводных скал и при расчистке русла реки. Применялся он и на буровых работах в нефтепромысле, что принесло братьям Нобелям огромные богатства.
По завещанию Нобель оставил крупную сумму на учреждение премии его имени, которая стала самой престижной в мире. Это имя известно сегодня каждому и уже приобрело нарицательный смысл бескорыстного меценатства в области культуры и науки на благо всего человечества.

Команда «Арго-526» сообщает: «Об истории основания нобелевского комитета и всех проблемах, возникших при этом можно прочитать в книге Рагнара Сульмана "Завещание Альфреда Нобеля." Эта история была полна драматизма и даже содержала элементы остросюжетного детектива. Много проблем создали многочисленные родственники. В завещании, помещенном в начале приведена только вторая его половина, которая непосредственно касается нобелевского фонда. В первой половине содержатся распоряжения о доле наследства, причитающейся братьям, родственникам, друзьям и поверенным. Дело в том, что из оставленного Нобелем капитала, огромного по тем временам — 33 миллиона шведских крон, на их долю приходилось лишь 1,5 миллиона. А потому завещание было ими опротестовано, и разбирательство длилось без малого 4 года. Лишь в 5-ю годовщину смерти Нобеля, а именно 10 декабря 1901 года, документ вступил в силу».

Первоначально Нобель внес математику в список наук, за которые присуждается премия, однако позже вычеркнул её, заменив премией мира. Достоверная причина неизвестна; чаще всего её связывают с именем шведского математика, лидера шведской математики того времени Миттаг-Леффлера, которого Нобель не любил за то, что он назойливо выпрашивал пожертвования на Стокгольмский Университет. По другой версии Нобель был влюблён в Софью Ковалевскую, которая предпочла ему Миттаг-Леффлера. Вероятной также представляется версия, согласно которой Нобель хотел присуждать премию за достижения, приносящие конкретную и ощутимую пользу человечеству — математические достижения обычно, с точки зрения широкой публики, таковыми не являются».
Нобелевские лауреаты по физике:
1958 г. — Игорь Евгеньевич Тамм (1895-1971), Павел Алексеевич Черенков(1904-1990), Илья Михайлович Франк(1908-1990), премия за открытие и истолкование «эффекта Черенкова».
1962 г. — Лев Давидович Ландау (1908-1968), премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.
1964 г. — Николай Геннадиевич Басов (1922-2001), Александр Михайлович Прохоров(1916-2002), премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазера-лазера.
1978 г. — Петр Леонидович Капица (1894-1984), премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.
2000 г. — Жорес Иванович Алфёров (род.1930), премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.
2003 г. — А. Алексеевич Абрикосов (род.1928), Виталий Лазаревич Гинзбург (род.1916), премия за пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.

Нобелевские лауреаты по химии:
1956 г. — Николай Николаевич Семенов (1896-1986). Выдающийся русский химик. Единственный лауреат премии по химии из России - премия за исследования в области механизма радикальных реакций
реакций.

Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине:
1904 г. — Иван Петрович Павлов (1849-1936), премия за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса.
1908 г. — Илья Ильич Мечников (1845 – 1916), премия за труды по иммунитету.
Нобелевские лауреаты по экономике:
1973 – Василий Васильевич Леонтьев (1905-1999)

Нобелевские лауреаты по литературе:
1933 г. —Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953), премия за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русской классики в лирической прозе.
1958 г. — Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960), премия за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы.
1965 г. — Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984), премия за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время.
1970 г. — Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008). Выдающийся русский писатель и публицист. За свои политические взгляды был выслан из СССР в 1974 году. Премия за нравственную силу в развитии лучших традиций русской литературы.
1987 г. — Иосиф Александрович Бродский (1904 – 1996), премия за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью.
Лауреаты Нобелевской премии мира:
1975 г. — Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989)
премия за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства.
1990 г. — Михаил Сергеевич Горбачев (род. 1931), президент Советского Союза (1990-1991 гг.) Премия за ведущую роль в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества.

2 вопрос:
Исследование вопроса об изобретении велосипеда командами открыло множество интересных версий происхождения этого привычного и любимого средства передвижения.
Подольские «Искатели» отмечают: «для того, чтобы узнать о происхождении велосипеда, нужно вернуться на тысячелетия назад на землю древнего Египта. Есть доказательства, что у египтян уже был какой-то двухколесный механизм, который приводился в движение ногами ездока».

Команда «Лиза» предлагает свою версию: «самым первым изобретателем подобия уже настоящего велосипеда был граф Сиврак. В 1791 году граф Сиврак катался по са¬ду Пале-Рояль на интересной машине соб¬ственной конструкции: два соединенных колеса, сиденье, впереди голова лошади - украшение. Граф приводил в движение свой велосипед с помощью ног, отталкива¬ясь от земли.

«Лицедеи» признали, что «ответ на вопрос достаточно сложен. Дело в том, что изобретение велосипеда приписывается сразу нескольким людям: Чертежи велосипедов встречаются в работах Леонардо да Винчи и его учеников. В 1800 году велосипед построил русский крестьянин Артамонов и даже приехал на нем с Урала в Москву».
Мудрые «Совы» опровергают последнюю версию: «Считается, что изобретателем первого велосипеда был крепостной крестьянин Ефим Артамонов из уральского села Верхотурье. Якобы примерно в 1801 году сконструировал велосипед, на котором был отправлен своим хозяином в «велопробег» в Петербург, где в это время проходила коронация Александра I. В Петербурге изобретение привело императора в восторг, после чего Артамонову и всем его наследникам была дарована «вольная».

3 вопрос:В вопросе речь идет о паровозе. В 1895 году два француза - братья Люмьер - сняли первый кинофильм. Именно паровозу посвящен первый в истории человечества фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты».Он был очень коротким и показывал прибытие поезда на вокзал.
Изобретение паровоза
Мысль о применении пара для нужд транспорта возникла еще в XVII в. Вначале пытались приспособить паровые двигатели к обыкновенным повозкам или телегам. Паровые повозки были рассчитаны на движение по прямой дороге без рельсов.
Паровая повозка Коньо.
В 1763 г. французский инженер Коньо построил первую паровую повозку. Эта машина работала всего 12-15 минут. В 1769 г. (или в 1770) Коньо построил более совершенную повозку, но, когда ее пустили по улицам Парижа, оказалось, что ею невозможно управлять.
В конце 80-х годов XVIII в. Уильям Мердок, ученик и помощник Джемса Уатта, создал паровую повозку с двигателем конструкции своего учителя.
Многие изобретатели в эту эпоху пытались построить локомотив, двигающийся по рельсам. Особенно большое значение для создания железнодорожного транспорта имели работы шотландского инженера и механика Ричарда Тревитика (1771 — 1833), который первым пришел к идее применения паровых локомотивов на специально устроенных рельсовых путях. В 1803 г. Тревитик сконструировал паровоз для рельсового пути, а в феврале 1804 г. провел первое его испытание. «В данном случае... машина была употреблена для перевозки до 10 тонн полосового железа на расстояние свыше 9 миль; необходимо при этом отметить, что тяжесть груза быстро возросла с 10 до 15 тонн благодаря не менее 70 человекам, взобравшимся на повозки. Подталкиваемые непобедимым любопытством, они жаждали прокатиться, пользуясь первым успехом талантов изобретателя... Машина совершила свое путешествие без пополнения котла водой и свободно передвигалась со скоростью 5 миль в час...»
Через три года упорной работы над усовершенствованием паровоза и рельсового пути Тревитик построил первую в мире опытную кольцевую дорогу в Лондоне. Строя ее, изобретатель ставил своей целью популяризировать свое изобретение, для того чтобы добиться финансовой поддержки.
Кольцевая дорога работала несколько недель, затем лопнули рельсы, и паровоз опрокинулся. Тревитик, затративший на постройку дороги все свои средства, был не в состоянии починить путь и поставить паровоз на рельсы.

Однако над созданием новых паровозов продолжали работать другие изобретатели.
В 1814 г. сконструировал и испытал свой первый паровоз Джордж Стефенсон (1781-1848), который в основном и решил проблему создания парового железнодорожного транспорта.
Свой первый паровоз Стефенсон назвал «Блюхер», в честь победителя Наполеона при Ватерлоо.
Появление более совершенных конструкций паровозов стимулировало строительство новых железнодорожных линий. В 1818 г. была построена железнодорожная линия протяженностью 61 км между городами Стоктоном и Дарлингтом, предназначенная для перевозки угля.
«Сцена, имевшая место утром 27 сентября 1825 г., не поддается никакому описанию, — писал впоследствии один из директоров этой дороги. — Многие, принимавшие участие в этом историческом событии, всю ночь не смыкали глаз и были на ногах. Всеобщая бодрость и веселость, счастливые лица многих, изумление и испуг на лицах других разнообразили картину.
В назначенный час процессия тронулась. Во главе поезда следовал паровоз, управляемый строителем его — Стефенсоном; за паровозом следовали 6 вагонов с углем и мукой; вслед за ними — вагон с директорами и владельцами дороги; затем 20 угольных вагонов, приспособленных для пассажиров и наполненных ими, и, наконец, 6 вагонов, нагруженных углем... По обеим сторонам пути стояла большая толпа народа; многие бежали за поездом; другие верхом на лошадях следовали за ним по сторонам пути. Последний имел небольшой уклон к Дарлингтону, и в этом месте Стефенсон решил испытать скорость поезда... Он увеличил скорость хода до 15 миль в час. Когда поезд прибыл в Дарлингтон, оказалось, что в вагонах было 450 пассажиров и что вес поезда был 90 тонн».
Новая железная дорога быстро показала преимущества нового вида транспорта перед старыми способами передвижения. В 1829 г. был объявлен конкурс на создание лучшего паровоза. «Бой паровозов», как называли этот конкурс, закончился победой «Ракеты», представленную Стеферсоном,которая свободно тянула поезд весом в 17 т со скоростью до 21 км в час. Скорость паровоза с одним пассажирским вагоном и 36 пассажирами составила 38 км в час.
Первый паровоз в России был построен на Нижне-Тагильском заводе на Урале в августе 1834 г. замечательными русскими механиками, крепостными Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774-1842) и его сыном Мироном Ефимовичем Черепановым (1803-1849). Паровоз Черепановых возил состав весом в 3,3 т со скоростью от 13 до 16 км в час. Для увеличения парообразования Черепановы установили на паровозе дымогарный котел с большим количеством трубок, чем в паровозе Стефенсона, а также применили специальный механизм обратного хода. Вслед за первым паровозом Черепановы в 1835 г. построили второй, более мощный паровоз.
Однако замечательные машины Черепановых не были использованы для развития железнодорожного транспорта в нашей стране. Судьба их была подобна судьбе паровой машины Ползунова. В 1834 г., т. е. как раз в то время, когда Черепановы строили свои паровозы, в Россию приехал австрийский профессор Герстнер. Герстнер сумел добиться от царя привилегии на строительство железной дороги между Петербургом и Царским Селом протяженностью в 27 км. Эта железная дорога была открыта в 1837 г. Несмотря на отечественный опыт паровозостроения, царское правительство предпочитало выписывать паровозы из Англии, отказавшись от использования локомотивов, созданных Черепановыми.
В 1851 г. в России была сооружена двухколейная Петербургско-Московская железная дорога. (Рассказала нам команда «Французские революционеры»)
Мультфильмы
Есть мультфильмы, в которых участвуют паровозы и поезда. Самый известный из них – «Паровозик из Ромашкова», в котором у паровозика главная роль. Это мультфильм 1967 года про маленького Паровозика, который возил детей на станцию Ромашково(ответили все команды).
Другой мультфильм «Полярный экспресс» (2004) – это история про необыкновенное путешествие маленького мальчика на волшебном поезде «Полярный экспресс».
и мультфильм «Паровозик Пых», сделанный по сказке Тамары Крюковой. (Вспомнили «Совы»)
Еще один мультфильм, героем которого является паровоз, – «Томас и волшебная железная дорога» (2000), снятый по известному на Западе сериалу про волшебный паровозик по имени Томас. (Написали «Французские революционеры»), а также «Томас и его друзья».
«Поезд зверей»
«Остановите поезд»
«В погоне за золотым поездом»
«Сбежавший поезд»
- «Путешествие Голубой Стрелы»
- «Раз ковбой, два ковбой» (добавили «Искатели»)

«Крокодил Гена и его друзья» (ответил Костя Марченко из команды «Kostach»)
«Крот и паровоз» (ответила Команда «Арго-526»)
«Джин Батом» (Команда «Революционеры -008»)
Еще паровоз (ну, здесь он не главный герой) фигурирует в мультсериале «80 дней вокруг света» и мультфильме «Анастасия» (добавила команда «Лицедеи»), а также «В стране невыученных уроков» и «Шапокляк» (написала команда «Наполеон»)


Ccылки на другие страницы
ГЛАВНАЯ
1 тур "Знакомство"
РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ТУРА


 

Используются технологии uCoz