2 тур "Удивительное рядом"  


Задания
1. В течение всей истории в русском языке происходят различные изменения в лексике. Но в литературных произведениях используют как устаревшие формы, так и современные.
Перед нами строки из одного стихотворения известного русского поэта XIX века Е. А. Баратынского:
Величествен и грустен был позор
Пустынных вод, лесов, долин и гор…

Какой «позор» имел в виду поэт? Подберите однокоренные слова с учетом этого значения. Кого могли называть ПОЗОРАТЕЛЬ? Предположите, как на основании старого значения слова могло возникнуть новое.
Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных устаревших слов:

а) ВЕЛЬ – «большой»;
б) ВЕРЕНЬ – «связка», «соединение»
в) ЛУКА – «судьба», «случай»;
г) ВОР – «ограда», «забор».

2. Восстановите порядок слов (изменяя форму слов) и знаки препинания в данном стихотворении. Кто его автор?

Унылый, тень, одна, ты, наводить,
Туча, буря, рассеянный, последний,
Ты, день, одна, ликующий, печалить,
Нестись, лазури, по, одна, ты, ясный.

3. Изучая русский язык, мы постоянно обращаем внимание на то, что многие писатели используют многочисленные фразеологизмы, восходящие к библейско - евангелическим текстам, переведенным на старославянский язык. Да и мы в повседневной жизни часто произносим такие выражения. Что означают следующие фразеологизмы и в каких случаях употребляются? С одним из них попробуйте составить небольшой рассказ.
Хлеб насущный, исчадие ада, манна небесная, запретный плод, глас вопиющего в пустыне, притча во языцех, разверзлись хляби небесные, камень преткновения, Фома неверующий, святая святых.


Ответы на задания
1. Строки русского поэта XIX века Е. А. Баратынского:
Величествен и грустен был позор
Пустынных вод, лесов, долин и гор…
В этимологических словарях Фасмера, Шанского слово «ПОЗОР» встречается в значении зрелище, обозрение, внимание. Соответственно в строках Баратынского надо читать: Величествен и грустен было зрелище пустынных вод, лесов, долин, т.е. их вид.
В современном русском языке есть корень -ЗОР- С этим корнем есть слова взор, взирать, зоркий, обозрение, зрение.
Позорателем могли называть надзирателя, того, кто смотрит за кем-либо; того, кто наблюдает за чем-либо – наблюдателя.
Современное значение слово ПОЗОР приобрело от обычая выставлять преступников к позорному столбу, т.е. на всеобщее обозрение. Также позорищем называли базар, рынок, посередине которого мог стоять позорный столб. Все любопытные могли прийти и посмотреть на того, кто привязан к столбу.
Корень «Вель» однокоренное со словом великий. ВЕЛИКИЙ. Общеслав. образование от вель "большой" (ср. др.-рус. вель, велии "большой").
ВЕЛЬМИ (очень). Общеслав. Исходно — форма твор. п. мн. ч. от вель "большой".
От корень «верень» образовано слово Вереница, связывать друг с другом. Караван верблюдов идет вереницей друг за другом.
ВЕРЕНИЦА. Искон. Суф. образование (ср. диалект. веренить "ходить или тянуть вереницей") от верень "ряд", производного посредством суф. –нь.
(вид во двор, правда городской, из ворот. Двор Санкт-Петербурга)
ВОР – «ограда», «забор»
Отворить. Образовано с помощью приставки от- от ворити – «запирать», производного посредством суффикса –ити от вор – ограда, забор.
Ворота. Образовано с помощью суффикса t от той же основы, что и древнерусское «вор», производное с перегласовкой о/е от *verti (запирать).
ЛУКА – «судьба», «случай»
Лучший (первоначальное значение «случившийся, назначенный судьбой, выпавший на долю». Вероятно, заимствовано из старославянского языка. Является формой сравнительной степени к исчезнувшему лукый – «назначенный судьбой» (ср. древнерусское лучаи – «судьба, случай», болгарское слука – «случай».
Получить. Проиводное от общеславянского лучити («получать назначенное судьбой». Первичное значение – «выждать», «высмотреть» (добычу).
Благополучие. Заимствовано из старославянского языка. Из благая полука «хорошая судьба, хороший случай».
2 вопрос
Туча
Последняя туча рассеянной бури,
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

А.С. Пушкин.
3 вопрос.
Фразеологизмы мы употребляем довольно часто и порой не знаем их значения и откуда они пришли.
Хлеб насущный – пища, предметы, необходимые каждый день, из Евангелия, молитва «Отче наш»;
исчадие ада – злой, нехороший, противный человек, от которого все страдают;
манна небесная – еда, которая даруется бесплатно и вообще все, что нужно, но бесплатно, происходит из книги Исход, во время странствия по пустыне евреев из Египта в землю обетованную (Израиль) еврейскому народу каждое утро с неба спускалась некая каша, которая простиралась на протяжении дня пути Израильского народа;
запретный плод – то что запрещено, недоступно, происходит от выражения из книги Бытия, Господь запретил Адаму и Еве вкушать плод единственного дерева;
глас вопиющего в пустыне – голос человека, которого не слышат или одинокого, происходит из Евангелия: в пустыне служил пророк Иоанн Предтеча, который призывал народ покаяться, но его мало кто слушал;
притча во языцех – новость, известие, о котором все знают, все друг другу рассказывают, языцы – народы (из Ветхого завета);
разверзлись хляби небесные – о потоке информации, слов и других «предметов», из книги Бытие о времени начала потопа, после которого осталось на земле 8 человек и каждой твари по паре;
камень преткновения – заминка, «камень», о который спотыкаются, неразрешимая задача;
Фома неверующий – человек, который не верит словам и стремиться все проверить сам, делом и словом, из Евангелия, один из апостолов Христа не поверил в новость воскресения Христова, а хотел сам пощупать раны у живого Господа;
святая святых – священное место, в которое входить можно только избранным, так в Ветхом завете называлась часть храма, в котором хранилась святыня.


Самые интересные истории придумали...
Поход в библиотеку.
В сентябре наш класс поехал на экскурсию в библиотеку имени Ленина--- святая святых всех учеников и студентов. К сожалению, мальчики вели себя как настоящее исчадие ада, а все призывы учителя о том, чтобы они не трогали экспонаты и не шумели, звучали как глас вопиющего в пустыне. Но запретный плод всегда сладок. Именно это ребятам и хотелось делать. Экскурсовод монотонно вёл своё повествование, зарабатывая хлеб насущный и ожидая окончания экскурсии , как манны небесной. Однако одному мальчику удалось вывести его из сонного состояния, начав спор. Камнем преткновения послужили домыслы о смерти Н.В.Гоголя. Спорщик , как Фома неверующий считал ,что писатель мог перевернуться в гробу после смерти, хотя это уже стало притчей во языцах. К счастью, экскурсия закончилась, и мы отправились домой.
(«Упрямки»)
Хотите верьте – хотите нет…
-Представляешь, вчера Диму встретил!
-Да ты что, расскажи поподробнее.
-Иду я по набережной, а навстречу мне Дмитрий с громадной сумкой. Прошел мимо, даже не поздоровался. Я от возмущения не знал, что сказать и проводил его удивленным взглядом. Только я оборачиваюсь - из его сумки выглядывает, не поверишь, крокодилья морда!
-Ничего себе! Не может быть!
-Да, да! Именно так все и было!
-С трудом верится! А может было еще что-то подозрительное?
-Да вроде машина какая-то рядом ехала. На ней было написано «Мосфильм»
-Наш Димка – актер? Что за бред? Никогда в жизни не поверю!
-Ну ты Фома неверующий!
-А что дальше – то было?
-Да ничего интересного!
-Ну расскажи!
Да проснулся я…
(«Homo Ludenc»)
Как много я сказал и как мой нем язык.
Раздается звонок... Начинается урок. Иногда учителю (многострадальному Иову) кажется, что все его слова, обращенные к детям, бесполезны. Он как глас вопиющего в пустыне повторяет изо дня в день одно и тоже: надо выполнять домашнее задание, нельзя опаздывать на урок, не следует отвлекаться... Но почему результативность таких слов невелика? Для одних учеников камнем преткновения становится нежелание трудиться, для других – отсутствие интереса. А некоторые вообще ничего не делают и ждут манны небесной. Кто-то (подобно неверующему Фоме) не верит в угрозы и считает, что на экзамене возьмет единственный счастливый билет.
Вполне возможно, что мы, ученики, виноваты сами. Но стараемся и занимаемся из-за всех сил (хотя и не из кожи вон лезем). А если что-то не получается, то знаем, к кому можем всегда обратиться. Только хорошего педагога днем с огнем не сыщешь. Но это уже другая история с другими фразеологизмами...
(«Один в классе воин»)
РАЗВЕРЗЛИСЬ ХЛЯБИ НЕБЕСНЫЕ.
Раздается звонок... Начинается урок. Иногда учителю (многострадальному Иову) кажется, что все его слова, обращенные к детям, бесполезны. Он как глас вопиющего в пустыне повторяет изо дня в день одно и тоже: надо выполнять домашнее задание, нельзя опаздывать на урок, не следует отвлекаться... Но почему результативность таких слов невелика? Для одних учеников камнем преткновения становится нежелание трудиться, для других – отсутствие интереса. А некоторые вообще ничего не делают и ждут манны небесной. Кто-то (подобно неверующему Фоме) не верит в угрозы и считает, что на экзамене возьмет единственный счастливый билет.
Вполне возможно, что мы, ученики, виноваты сами. Но стараемся и занимаемся из-за всех сил (хотя и не из кожи вон лезем). А если что-то не получается, то знаем, к кому можем всегда обратиться. Только хорошего педагога днем с огнем не сыщешь. Но это уже другая история с другими фразеологизмами...
(Заровчатский Федор «Отроки и отроковицы»)


Ccылки на другие страницы
Игра 2011/2012 года
1 тур "Знакомство"
Результаты 2 тура


 

Используются технологии uCoz